Альбом Ainsi Soit Je…

(«Пусть я буду такой…»), 1988г.

Без подделки По,
И воскрес Бодлер.
Будь такой всегда,
Позабудь enfer.

Знаю, Венский сад
Расцветет весной,
Не вернется горе
Утренней порой.

Время остановится,
И увидишь ты —
Нежность оживает,
Как твои мечты.

«Есть ли у вас ощущение, что в альбоме «Пусть я буду такой» вы раскрылись полностью?» — спрашивают у Милен в одном из интервью. «Да, по сравнению с предыдущим добровольным затворничеством. Этот альбом — почти организованное нарушение неприкосновенности моей личности, вызванное содержанием моих песен. Это открытие моей личности явилось потребностью, также как и желание раскрыться, самой сочиняя тексты своих песен. Временами тексты моих песен удивляют меня саму. Для моего первого альбома я написала только три текста. На альбоме «Пусть я буду такой» мне удалось рассказать другие вещи на темы, которые я считаю неисчерпаемыми.»
«Это вещи которые меня не мучают и не делают мне больно, это разочарование, непрерывно жить с понятием незначительности, это тяжело», — говорит Милен.

«L’Horloge» («Часы»).
Песня написана на одноименное стихотворение Шарля Бодлера. Тиканье часов, странные звуки в духе завараживающего психоделического и даже готического ambient и «En concert» Mylene, начинают альбом и эту песню. Пение Милен, чем-то напоминает по «распевному проговариванию слов» способ прочтения акафистов, молитв в церквях. Однако тема песни вовсе не церковная: об аде на земле, о неизбежности времени, конца жизни. Позволю себе привести его полностью:
Часы.
Часы! Живет в вас бог,
бесстрастный, беспощадный
Он пальцем нам грозит,
бормочет: — не забудь!
Когда придет к концу твой
недалекий путь
В тебя тупая боль вопьется пиявкой
жадной

И радость бытия — запомни, человек! —
Сильфидою вспорхнет и в тень
кулис умчится;
Пожрут мгновения крупицу за
крупицой
Огрызок счастья, что дан на весь
твой век

За краткий час шепнуть секунда
успевает
Три тысячи шестьсот долбящих:
не забудь!
Я гнусным хоботком твою сосало
грудь
Я было, я — Вчера, Сегодня повторяет

Remember! Не забудь!
На языках любых
Я глоткою стальной вещаю всем
народам
Минуты, жалкий мот, подобны тем
породам,
Где скрыто золото. Возьми его из них!

Глупец! Лишь потому играет время
смело
Что проиграть оно не может:
— Не забудь!
День вспыхнул и угас, кругом
ночная муть,
И бездна алчно ждет: клепсидра
опустела

И крикнут все тогда:
и случай юный бог
И оскорбленная
невеста — Добродетель,
И угрызение — последний твой
свидетель:
— Ты опоздал о трус!
Умри! Пришел твой срок.

«Sans Contrefacon» («Без подделки»).
Одна из самых известных песен Милен, на которую снят великолепный клип и которую Милен исполняет на всех концертах. В ней поется: «Ваши визиты заставляют меня убегать. Я не допускаю, чтобы вы угрожали моим решениям. Мне наплевать на то, что обо мне говорят. Я — хамелеон. Берегитесь моих оловянных солдатиков, они вас убьют. Так как нужно выбирать, мягко говоря, я утверждаю, что без подделки я — мальчик. И ни за какие коврижки я не хочу раздеваться, так как без подделки я — мальчик».
Это одна из наиболее показательных песен, которые характеризуют музыкальный стиль Лорана в песнях для Милен периода 1984-1992 гг. В тексте «Sans Contrefacon» упомянут кроме того шевалье д’Эон или Шарль Бомон (Charles Beaumont), шпион 18 века, в частности — короля Людовика 15, который переодевался в женщину для добычи различных сведений.
Однажды в интервью Милен сказала, что в детстве ее иногда принимали за мальчика. А на фоне этой песни и того, что Милен не часто дает интервью, в которых в свою очередь не много рассказывает о фактах своей биографии, СМИ просто довели до анекдотической ситуации этот факт, десятилетиями продолжая писать об этом и все продолжая задавать вопросы наподобие: «Как вы чувствуете себя в своем теле?» (На что Милен ответила, что это вопрос для «рубрики здоровье.») Или же что-нибудь в духе: «Вы все еще хотите быть мальчиком?» (И это в 2006г.!)
Вообще эту историю «про мальчика» и переезд Милен из Канады во Францию некоторые СМИ ставят чуть ли не краеугольным в биографии Милен. Во всяком случае я лично не считаю это колоссально важным фактом, влияющим на всю жизнь без исключения и перерыва.
Песня «Sans Contrefacon» использовалась даже в качестве звукового сопровождения к фильму «Pedale douce» (о нетрадиционной любви).
Лично я однажды слышала эту песню в каком-то советском фильме, название, к сожалению, уже помню смутно, да и сюжет тоже. Что-то навроде того, как две семейные пары знакомятся во время отдыха на море. Одна из пар предлагает поменяться «партнерами» для сексуальных отношений. В итоге оказывается, что предложившая это пара больна СПИДом. Они сообщают новость своим новым знакомым и на этом фильм, по-моему заканчивается… Вот такая мораль и «The End.» Правда не понятно, причем здесь песня Милен.
Есть и интересные телевыступления Милен с «Sans Contrefacon». В одном из них певица сидит на столе в коротеньком платьице, с распущенными волосами и играет в ладошки с неким мужчиной, сидящем за столом. А потом она уже в телестудии исполняет песню в клетчатой кепочке и костюме мужского покроя.
Кроме того выступление 1988г., где Милен выступает вместе с двумя танцорами, одетая в кепочку, такую же как в клипе, светлый костюм. Вначале выступления мы видим куклу, как и в клипе, но ее посадили на лестницу. Кукла произносит знаменитую фразу начала этой песни: «Скажи мама, почему я не мальчик?» и потом уже показывают танцующую Милен.

«Allan».
Эта песня, посвящена одному из любимых писателей Милен — Эдгару Аллану По.
«Странные мечтания ведут счет моим долгим ночам, когда ничего не видно. Странные видения покрывают мой лоб. Все кажется окутанным тенями. И странный вкус смерти овладевает телом моим. Моя душа пьяна до рассвета. Странная Лигейя возрождается во мне. Всем своим существом я устремляюсь к тебе… Откуда возникает твой страх перед небытием, твой детский страх (Аллан, Аллан). Кто они, слезы твоих мучений? (Аллан, Аллан)», — поется в этой песне.
Нужно заметить что Эдгар По и поэт Шарль Бодлер (любимые авторы Милен) являются нетипичными не только для Франции, но и для литературы, поэзии в целом… У По очень много меланхолии и фобий в произведениях и вместе с тем романтики. Потеря дорогих ему людей, одиночество и тяготы жизни не смогли не сказаться на его творчестве. А у Бодлера достаточно много запретных тем и образов, которые в его время не приветствовались. Недаром его стихи запрещали… Ну и конечно же не каждый день встретишь образы в стихотворениях «могильной тематики», хотя это конечно не основная тема его творчества…
Почему Милен это близко? (в плане идей, а не некоторых образов, так как непосредственно могильных букашек и т.п. в текстах Милен, к счастью, нет): «Я отношусь к тем людям, кто одержим идеей смерти.»
«Вы себя сейчас считаете взрослой?» — интересуются у Милен в интервью 2006г. — «Нет. Все еще ребенком. Я не хочу расти, в этом нет интереса. Я принимаю старение потому что это неизбежная фатальность.»

«Pourvu qu’elles soient douces» («Только бы они были нежными»).

Милен поет в этой песне следующие строки «Эй, парень! В твоем косом взгляде нет ничего похотливого. Твоя мать тебя слишком много порола… Твоей Камасутре уже сто лет. Боже, как она устарела… Ты упорствуешь в том, что тебе наплевать на все. Но пусть они будут нежными…»
«Откуда эта свобода в сексуальном плане, когда есть табу?» — спросили Милен в одном из интервью, после релиза этой песни. — «Может из прочитанного. Может я прочитала об этом немного рановато» — отвечает она.
На эту песню Лораном снят потрясающий клип. По сюжетной линии клип является продолжением клипа «Libertine». Клип длится 17 минут, в нем задействовано 700 актеров: великолепные костюмы, любовь и контрастирующий с этим разврат; драка не на жизнь, а на смерть, военные сражения…
Клип вышел в 27 день рождения Милен и является до сих пор одним из самых известных ее клипов.

«La Ronde Triste» («Печальный хоровод»).
Песня действительно напоминает печальный хоровод, так в ней много текстовых повторений. Кстати, несмотря на французское название, песня полостью на английском языке. В песнях Милен часто можно наблюдать вставки фраз на английском, или просто отдельные слова на этом языке. Также Милен часто «выдумывает» слова, обыгрывает их, заменяя отдельные буквы или слога в слове, предавая тем самым ему двойной смысл…
«Пожалуйста, позволь мне помечтать, позволь мне закричать. Мне грустно… Я люблю тебя…, я так люблю тебя…», — поет Милен.

«Ainsi Soit Je…» («Пусть я буду такой»).
Песня — откровение, исповедь Милен… Исполняя ее на концертах Милен не сдерживает слез: «Пузырек печали, комочек неуверенности. Наша судьба порождает только одиночество. Ты говоришь, что необходимо время, что любовь — не детская игра… Но я так одинока сейчас… Так пусть я буду такой, так пусть ты будешь таким. Так пусть моя жизнь будет такой. Тем хуже…»
Много лет спустя Милен выступит на телепередаче с этой песней. Она споет ее вживую, под аккомпанемент фортепьяно Yvan Cassar. На ней будет очень интересное белое платье с тканью, напоминающей сплетение морозных узоров или паутинок — очень красивый и фантастический вид…
Замечу, что Милен редко использует фонограмму — только иногда на телевидении, где нужен хороший танцевальный номер (и не притащишь кучу музыкантов и бэк-вокалисток). А стоять и петь под минусовку… Зато медленные песни Милен чаще всего поет живьем на телевидении, обычно просто под аккомпанемент фортепьяно. Что до концертов Милен, то они конечно всегда с живым пением.

«Sans Logique», (Без логики).
«Я не причастна к этому парадоксу. Смиритесь, что другая проскальзывает в меня. Так как без логики я покидаю себя такая же дьявольская, как и ангельская.»
Был интересный случай в одном музыкальном магазине Торгового Центра, где я была в качестве «гостьи». Тогда еще музыка была преимущественно на кассетах. И вот когда я поставила на половину торгового центра эту песню Милен, то буквально через пару минут подошла одна девушка и спросила, есть ли у нас что-нибудь Милен Фармер. В наличии была только какая-то компиляция. Она спросила: «Все ли здесь ее песни?». И получив утвердительный ответ сразу ее купила без лишних расспросов.

«Jardin de Vienne» («Венский сад»).
За достаточно спокойной музыкой скрывается очень трагический текст и судьба: «Мальчик больше не улыбается. Жизнь тебя разочаровала. Твое тело качается на вечернем ветру… Поднимись на дерево, как птица, чтобы твоя душа поднялась еще выше… Сегодня вечером я горюю. Он повесился в Венском саду.»
Милен говорила, что однажды она прочитала о человеке в газете, который повесился в Венском саду…

«Deshabillez-moi» («Раздень меня»).
Милен решила создать римейк на песню Жюльет Греко. (Juliette Greco). Милен два раза исполнила ее на концертах разных лет и каждый раз чуть по-разному.
Но самое запоминающееся выступление для публики с этой песней было в 1987г. в «Гранд Опере» на вручении премий моды («Oscars de la Mode»). Милен в маленьком черном платье и длинных перчатках очень артистично спела: «Разденьте меня, разденьте меня. Да, но не сразу, не слишком быстро. Сумейте вожделеть меня, желать меня, пленить меня… Разденьте меня…, с деликатностью, гибкостью, чувством меры. Выбирайте нужные слова. Следите, чтобы ваши жесты были не слишком медленны и не слишком проворны на моей ноге…»

«The Farmer’s Conclusion».
Эксперементальная музыка не без доли юмора: различные звуки, издаваемые животными (коровой, петухом) объединены ритмом и из них создана своеобразная мелодия; а под конец композиции можно услышать сексуальные вздохи Милен.
Интерпретировать эту композицию можно по-разному: намек на «основной инстинкт» замещающий притяжение любви или любовь «на природе», в хлеву (шутка).

В целом альбом Милен Фармер «Ainsi Soit Je…» один из самых загадочных, неординарных и меланхоличных в дискографии певицы. В нем мы можем услышать много необычных звуков, вплетенных в общее музыкальное полотно, что наполняет песни своеобразной атмосферой.
Кроме того несколько текстов провокационно-эротического содержания (привет «Libertine» из предыдущего альбома) и отголоски творчества Эдгара Аллана По. Последний трек, как и в предыдущем альбоме — это эксперементальная звуковая зарисовка.
Хочется сказать и несколько слов о Бертране Лепаже — менеджере Милен до 1991 года, который к большой печали покончил жизнь самоубийством в 46 лет. Он много сделал для когда-то еще дебютантов в музыкальной сфере — Милен и Лорана. Но они были вынуждены расстаться из-за дурных пристрастий Бертрана, которые стали сказываться на его работе.
Но Бертран отзывался о Милен в 1994г., в своем единственном интервью очень тепло. К тому же у него оставался издательский каталог, который он сам продал. И по его же словам, очень жалел после об этом. Признавал, что действительно был невыносим из-за своих дурных пристрастий. Правда недвусмысленно намекнул, что если бы он был рядом, то фильм Лорана «Джорджино» с участием Милен удачно бы стартовал с первого раза и тем не менее фильм похвалил.
Касательно Милен он говорил в интервью: «Она робкая, хрупкая, ей нужно чувствовать себя в безопасности.» Кроме того говорил, что когда он устроил шум из-за недовольства тем, что на званом обеде после дебютного концертного тура Милен ей вручили бриллиантовый диск, когда все смотрели в тарелку ( без торжественности, волшебства) и он по его же словам превратил вечер в кошмар, Милен прислала потом ему телеграмму: «Если я тебе нужна, я здесь.» «Эта женщина — совершенно необыкновенный человек» — сказал Бертран журналисту, поведав эту историю. Когда они перестали работать вместе, Бертран позже сказал: «Она была права — моя мегаломания была чрезмерной, сейчас я это знаю».
Бертран после отделения от команды Милен и Лорана в 1990г. занимался певицей Jacky Quartz. В итоге она стала певицей AB Production (Azoulay и Berda), производившие Dorothee и «Элен и ребята». Также он помог выпустить альбом молодой талантливой певице Ysa Ferrer «Kamikaze» (в стиле свойственном «cosmic pop»), который вышел в 1998г. В группу людей, которая занималась этим альбомом, входил и Thierry Rogen. (Который, например, занимался сведением саундтрека к фильму «Джорджино» Лорана Бутонна). Ysa Ferrer впоследствии посвятил песню Бертрану.
Когда стало известно о смерти Бертрана Лепажа Милен отменила на несколько дней промоуцию своего альбома «Innamoramento» (1999г.) в знак траура… Запланированное интервью певицы на канале RTL, что было в один день с произошедшей трагедией было аннулировано.
© Мария Сергина «Милен Фармер и Лоран Бутонна — Фея и Сказочник.» / Maria Sergina «Mylene Farmer et Laurent Boutonnat — la Fee et le Conteur.» Chapitre: album «Ainsi Soit Je…»
Все права защищены. Использование всей книги или ее фрагментов невозможно без письменного разрешения автора. Интерпретация текста и авторских идей Марии Сергиной запрещены.
https://sergina.wordpress.com
E-mail:allan9@bk.ru
© Copyright: Мария Сергина, 2008

Оставьте комментарий