Литературные предпочтения Милен Фармер.

Как человек, который любит или порой вынужден пребывать в одиночестве, человек любящий размышлять и писать, Милен конечно же любит и читать. Вот что Милен рассказывает о своих литературных предпочтениях: «Я много читаю, и не всегда только маркиза де Сада. Эдгара По я очень часто себе представляю. (Кстати, в своей книге «Лиза-Лу и Сказочник» главная героиня, девочка Лиза, говорит следующее: «Аллан… Да это ведь уже умерший человек… Я его знаю, бабушка о нем часто говорила… Гаспар Аллан По? Или что-то в этом роде. Он писал фантастику… у него много страшных историй! Я это обожаю» — говорит Лиза, ощущая, что в крови бурлит адреналин,»- прим. автора. ) Также я очень люблю Генри Джеймса «Поворот гайки» — Милен упомянула его в другом интервью — прим. автора), Жюльена Грээна. Их атмосфера немного необычная, беспорядок жаров и чувств… Здесь я нахожу себя. В разрушительном пейзаже я вижу красоту мира. В то время, как кто-то другой заявляет, что видит тоже самое в цветущем дереве. Лично я предпочитаю обгоревшее дерево. Почему? Я не знаю… Вероятно, потому что это напоминает мне мой внутренний мир. Это говорит о большем, это мне ближе…»
Кстати, после выхода альбома «Anamorphosee» певица принесла в одну из телепередач книгу 19 века — это был Эдгар По в переводе Бодлера из библиотеки Милен. Певица показывала иллюстрации, сказав, что они очень старые. В книге были такие произведения как «Золотой жук», «Черный кот» и др.
В интервью для одной из российских газет Милен говорила следующее: «Я обожаю русские народные сказки. Они такие особенные, часто грустные. У меня есть их целая коллекция. А какие замечательные есть иллюстрации! Для меня очень важны эти книги. Это как ниточка, соединяющая меня с миром детства, с миром чудесного и фантастического. И я надеюсь никогда не расставаться с ним.»
Еще в одном из недавних интервью Милен упомянула трактат «Понятие страха” и кроме того, фразу Сэмюэля Беккета: «Рождение стало моим концом. » Немного о Беккете: он представитель Театра Абсурда. Театр Абсурда в свою очередь — это направление в драматургии, где намеренно используется парадоксальный сюжет и бессмысленные диалоги для того чтобы отобразить абсурдность мира и жизни. Как направление был популярен где-то в 40-60 гг. Беккет — один из наиболее известных драматургов Театра Абсурда. Самое известное его произведение: «В ожидании Гадо» — два человека ждут прихода некого Гадо о котором неизвестно совершенно ничего, даже кто он. И он так и не появляется. Это является метафорой смерти Бога.»
Милен, кроме того, любит творчество Шарля Бодлера и как уже цитировалось, Эдгара Аллана По (особенно «Лигейя» по всей видимости — это произведение Милен упоминает в песне. А знак восхищения Бодлером и По — две песни из албома «Ainsi Soit Je…»)

Также имена авторов, интерес к чьему творчеству прослеживается в других текстах песен Милен — это поэт Аполлинер (Apollinaire), «Pont Mirabeau». Апполинер Гийом — французский поэт. Настоящее имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий. Годы жизни: 1880- 1918. Автор цикла четверостиший «Бестиарий, или кортеж Орфея», Поэтическая книга: «Алкоголи. 1898-1913, в том числе стих-е «Зона», поэма «Кортеж», «Вандемьер»; цикл «В тюрьме Сантэ». Кроме того он автор сборника «Меланхолический страж»; «Послания к Лу», «Цвет времени» и др. Апполинер имел помесь славянской и римской крови. Его часто любили рисовать его знакомые художники, коих он знал немало. Лично дружил с Пабло Пикассо (хотя еще моя мать мне говорила лет в семь, что большая часть его творчества спровоцирована душевной болезнью. Странно, что я это запомнила. Но в этих беседах не было ничего удивительного, так как я любила смотреть дома альбомы и марки с репродукциями картин.) Родители Апполинера эмигрировав из Польши в Италию, не имея гражданства дали ему и его брату в документах совершенно другие имена и разные фамилии. Это дало поэту возможность придумывать разные сказочные и живописные истории о своем происхождении. К тому же он долго выпускал стихи под разными именами и как-то даже под женским. Апполинер кроме того высылал стих-я своей музе инкогнито, общаясь при этом с ней вживую и не раскрывая карт. Но через многие годы, когда они уже были вместе, то расстались через два месяца. Лично мне из статьи об Апполинере крайне понравилось упомянутое в ней высказывание Флобера. Что-то на вроде: «Не дотрагивайся до богини, иначе ее позолота останется у тебя на руках.» Конечно дело не в том чтобы избегать объекта своих чувств, а что часто за красотой и образом, создаваемым той/тем, кого ты еще не знаешь, может скрываться совершенно противоречащий твоей любви, представлениям и вкусам внутренний мир, и это сильное разочарование. Мое мнение, что еще большое разочарование, когда некоторым малознакомым людям внутренний мир кого-то и часто девушек не очень-то волнует. Что до меня, то пусть человек хоть трижды великолепен во всех параметрах, но если я вижу, что в девушках он видит только девушек и искусство ему малоинтересно — это убивает моментально любые перспективы дружеского общения. Причем фальшивый интерес еще хуже и виден невооруженным глазом.
Милен также нравится творчество поэтессы Эмилии Дикенсон, Вилье де Лиль-Адам (Villiers de L’isle Adam), Cioran, работы психосоциолога Франческо Альберони / Francеsco Alberoni, писателя, пережившего много тяжелых испытаний — Примо Леви (Primo Levi), в частности его произведение «И если это человек» («Si c’est un homme».)
Нельзя не остановится и чуть подробнее на Шарле Бодлере — одном из любимых поэтов Милен… Бодлер — человек с очень сложной и странной судьбой. Я бы не сказала, что меня лично очень восхищает то, как он жил. Но отпечаток какой-то трагедии в не сложившейся счастливо судьбе этой сложной и противоречивой личности, скандальной, вызывающей и наверное очень одинокой, все же есть. Конечно, его имя и его стихи живы и будут жить… Но почему-то это часто какая-то странная закономерность — пока поэт, писатель жив, многие его творчество всерьез не воспринимают или точнее — не понимают (поколение не то, страна не та, окружение не то и может быть тысячи «не то», и довольно часто это не отсутствие таланта. )
Сейчас, например, колоссально возрос вопрос коммерческий — многие редакторы и издательства ищут не столько достойные произведения, а те, что пользуются массовым спросом (который не всегда соответствует понятию искусство.) Книжный рынок просто наводнили произведения тех, кому хочется из большого себялюбия зваться писателями… Но ведь издание книги — это еще не писатель. Сейчас любой, заплатив, может издать хоть записи из блога, что и активно некоторые делают.

Но вернемся к тому человеку, который оставил после себя потомкам что-то важное, свое сильное творчество… Шарль Бодлер родился в обеспеченной семье, где его отец был практически уже преклонных лет, а мать молодой девушкой. Его отец умрет, когда Шарль будет еще совсем ребенком. Но любовь к нему он сохранит на всю жизнь и еще воспоминание, как он, с красивой тростью в руке, гуляет с ним по парку и рассказывает про разные скульптуры. Мать его вскоре вышла снова замуж, и сыну было конечно нелегко пережить это и к тому же его вскоре сплавили учиться. Конечно, тирании со стороны отчима не было, но и большого внимания матери к нему тоже не было. Шарль, окончив учебу и получив наследство по достижении совершеннолетия, стал вести крайне разгульную жизнь. Он менял женщин, проматывал деньги, одевался стараясь походить на «денди». В итоге он даже заразился сифилисом… Мать конечно была шокирована, но ничего не помогало. В итоге, когда он уже промотал почти половину отцовского состояния, мать и приемный отец инициировали суд, в результате которого за расходами Бодлера следил адвокат семьи и выдавал ему ежемесячно деньги частично.
Тем не менее, у Бодлера была одна любовь (хотя может и привязанность.) И несмотря на то что эта женщина не отличалась особыми талантами и воспитанием и изменяла ему, он после ее паралича жил с ней и до конца жизни помогал ей материально.
Стихи Бодлера заметили, но вскоре заметили крайне скандально. В «Цветах зла» у него были стихи, крайне для того времени эротические и местами даже «с паталогией», что говорится (в общем извращенные.) Хотя последнего не так уж много. Больше описаний любовных процессов — а помыслить об этом в его поколении… У Бодлера все хоть поэтично. А нынче нередко такая безвкусная вульгарщина в текстах, клипах — кто бы запретил… А Бодлеру вынесли приговор — он оскорбил нравственные чувства общества. Религиозные обвинения сняли, и он отделался штрафом. Меня немного позабавила фраза критика, что Бодлер не стоял на своем, а как шут говорил, что он как актер в театре и что он писал так ради образа. Шут не шут, а интересно, кто бы и что говорил перед перспективой пожизненного заключения в тамошних тюрьмах. (А про казнь я вообще молчу.) Писать бы он навряд ли смог там даже физически… не говоря уже про нормальную жизнь. Конечно Коперник и другие — герои во имя науки. Но для начала нужно самому сделать что-то героическое, чтобы упрекать потом других. Разглагольствовать об этом легко, вопрос кто и как бы себя повел в конкретной ситуации.
Этот судебный процесс очень повлиял на Бодлера, и повлиял, конечно, не в лучшую сторону — это его очень подавило. Сейчас же его стих-я печатают, в том числе и те, что были запрещены. И в принципе поэзия, литература — это такое дело, не хочешь не читай.
Конечно, мне не все его идеи далеко нравятся, (как и французской группы «Die Form», например), но стихи у него есть разные. Хотя от чего я действительно в восторге — это от «Парижского Сплина» (стихотворения в прозе.) Кроме того его стих-я с элементами эротики и сейчас не все бы поняли.
Бодлера свалил паралич, спровоцированный венерическим заболеванием, полученным в молодости. Он умер… но оставил после себя свое творчество. Говорят, что он был крайне расстроен, когда незадолго до сильной болезни спросил девушку, сидя в кафе — знает ли она кто такой Бодлер и она назвала имя другого поэта, а о Бодлере, сказала, не слышала. Он уже никогда не узнает, что его книги и творения живут и по сей день.
До нас дошли следующие сборники стихотворений Шарля Бодлера: «Сплин и идеал», «Парижские картины», «Вино», «Цветы зла», «Мятеж», «Смерть», «Новые цветы зла», «Обломки» и записи поэта под названием «Дневники». Также до нас дошли и «осужденные» стихотворения Бодлера (за эротику и некоторые неэстетичные образы): «Украшенья», «Лета», «Слишком веселой», «Лесбос». А также известен труд философа и писателя Жан — Поля Сартра «Бодлер» (кстати, в одном из своих интервью Милен процитировала фразу Сартра «Ад — это другие», правда забыла, чья эта фраза).
© Мария Сергина «Милен Фармер и Лоран Бутонна-Фея и Сказочник.»/ Maria Sergina «Mylene Farmer et Laurent Boutonnat-la Fee et le Conteur.» Все права защищены. Использование всей книги или ее фрагментов невозможно без письменного разрешения автора. Интерпретация текста и авторских идей Марии Сергиной запрещены.
https://sergina.wordpress.com
E-mail:allan9@bk.ru
© Copyright: Мария Сергина, 2008

Оставьте комментарий